Скугсчюркугорден – прекрасное Лесное кладбище – давно облюбовано туристами, приезжающими в Стокгольм. «Лесной камень» – это лозунг, которым обозначила собственный проект фирма Johan Celsing Arkitektkontor, выигравшая всемирный конкурс.
Задача перед участниками конкурса стояла необыкновенная: спроектировать строение такого типа, крематорий, который идеально дополняет комплекс Гуннара Асплунда. До того времени, когда оборудование старого крематория со всей серьезностью износилось, легендарный комплекс Гуннара Асплунда на Лесном кладбище был занесен в перечень Всемирного достояния ЮНЕСКО.
Творение знаменитого архитектора обрело статус неприкосновенности, что и сделало техническую модернизацию, требовавшую настоящей реставрации строения, невозможной.
150 метров разделяют здание нового крематория от главной часовни старого комплекса – Святого Креста. Низенькая постройка находится на холмистой окрестности, и окружена могучими вековечными соснами.
С высоты полета птицы крематорий смотрится очень зловеще – как военнослужащий бункер, дзот или преддверие некого инфернального лифта, уходящего в преисподнюю. Однако это не просто так. Архитекторы придерживались функционализма – специального направления в архитектуре, которое появилось в ХХ веке.
Функционализм был жестко раскритикован многими архитекторами, которые придерживались других, светлых, душевных стилей, умножающих позитивные впечатления и красоту. Ведь серость бетона, грубость и минимализм облицовки, угловатость параллелепипедов накладуют на строения отпечаток «эстетики» бездушной, барачной, концлагерной. Что и прослеживается через отрицательный эмоциональный настрой, который формируют строения такого типа.
Хорошую нотку привносит цемент белого цвета и полый белый кирпич, изменяющий акустику строения. Потому что свет, проходящий через верхние окна, выполненные в крыше, увеличивается и выполняет чувство помилования – и живых, и покойников. Он похож на луч жизни, просачивающийся в царство мертвых – в беспроглядную скандинавскую Хель. Что и выполняет хорошее чувство – благой, яркой надежды.
Еще одно достоинство – дорога из больших гранитных плит, положенных между сосен. В отличии от бетона и асфальта подобное покрытие идеально входит в прекрасный пейзаж и схоже на дорогу собственно жизни, а не витающей недалеко смерти.
Этот крематорий, конечно, чрезвычайно уступает тому, который сконструировал достопочтенный Гуннар Асплунд. К примеру, мы не увидим тут красивую скульптурную композицию, как рядышком с часовней Святого Креста. Но эта художественная бедность еще раз напоминает, что гении в архитектуре возникают не ежегодно кряду.
И все ж таки компактность этой чисто практической сооружения не привносит крепкого диссонанса в эстетику Лесного кладбища. Южная часть столицы как и прежде прекрасна.
Если участь занесет посетителя Привлекательного дома за городом в Стокгольм в виде туриста, имеется смысл посетить собственно это, южное кладбище, где похоронена прекрасная Грета Гарбо – самая известная дочь Одина в ХХ веке.
Негромкое, красочное место, обнесенное тяжелым каменным забором, словно собственно создано для медитации и размышления о той Границе, которая разделяет мир живых от Гадеса и светозарных Небес.