Стеклянный дом Филипа Джонсона и дом Фарнсуорт Миса ван дер Роэ нередко сравнивают, но то, чем они разнятся, намного важнее их сходства. Оба собой представляют стеклянную коробку с открытым планом, приблизительно одного и того же размера, разработаны для приватного владения. Но первый твердо стоит на земля, а второй чуть-чуть парит над ней. Джонсон попытался выполнить таким образом, чтобы структура дома потерялась, а Мис четко ее выделил. И, разумеется, цвета – один черный, а иной белый.
Джонсон закончил собственный проект на 2 года раньше Миса, однако, он подсмотрел у коллеги кое-какие детали. Мис уже на протяжении многих лет изучал идею применения пространства, что видно по его поздним работам. В этом смысле дом Фарнсуорт был очень ответственной работой на пути формирования этой мысли. Разумеется, дом не особенно подходит для проживания, зато считается настоящим шедевром архитектуры современного времени.
Кратная информация
- Год окончания строительства: 1951;
- Архитектор: Людвиг Мис ван дер Роэ;
- Размещение: Плано, Иллинойс, Соединённых Штатов;
- Размер: 140 метров квадратных.
Заказчица и архитектор познакомились на ужине у общего друга в конце 1945 года. Фарнсуорт была известна с творчеством Миса и попросил спроектировать для нее дом загородом, в котором можно было бы проводить выходные. В этот же вечер архитектор дал собственное согласие.
Фарнсуорт уважала Миса и его креативные идеи, благодаря этому дала ему много свободы действий. Ее прельщала мысль, что данный дом мог стать прототипом новой американской архитектуры.
Дачная резиденция стоит на реке Фокс и чтобы избежать подтопления, Мис поместил ее чуть выше уровня реки. Он также расположил дом паралельно реки, чтобы из него открывался выигрышный вид на местности.
Он состоит из трех параллельных плоскостей: пол, крыльцо и крыша.
Два крыльца собирается придают дому некую асимметрию, а еще направляют посетителей таким образом, чтобы сначала они увидели дом с южного фасада.
Северная сторона настолько скучна, что ее можно было бы назвать абсолютно не интересной, если бы не одна деталь. Отсюда можно заметить, что пол и потолок выходят на рамки колон. В конце концов, собственно Мису принадлежит фраза “Бог в деталях”.
Данный нюанс придается всему дому легкость и невесомость, в то время как за ее исполнением стояли длительные, точные, тяжёлые расчеты.
С этого ракурса видно, как Мис включил реку и все местности в собственный план. Однако заказчице не пришлось по нраву такое отсутствие приватности, и она установила на окнах завесы.
Тут начинается малоприятная ситуация, которая связана с домом. Когда строительство было окончено, и Фарнсуорт въехала в дом, архитектор с ней совсем не общался. Он подал на нее в суд, из-за того что она отказывалась заплатить, а она подала встречный иск, опираясь на том, что дом не подходит для жизни. Архитектор выиграл оба дела, но больше не брался за приватные резиденции.
Вход в дом размещен между столовой и кабинетом. За стеной из дерева имеется две ванные, кухня и камин. Перед ней гостевая, которая на фото. Вдалеке показывается шкаф, который был поставлен уже после окончания проекта, а за ним спальная комната.
Мис верил, что подобное применение стекла будет помогать единению человека с природой.
Не обращая внимания на обоюдные иски, домохозяйка владела домом более двадцати лет. В первой половине 70-ых годов двадцатого века его купил иной хозяин, убрал все завесы, установил кондиционеры и разрешил людям навещать его, пока владельца не было.
Спустя три десятилетия дом был выставлен на аукцион и выкуплен общими усилиями защитников строения и Национального фонда охраны исторических памятников.
За последние двадцать лет речка Фокс поднялась выше уровня пола, благодаря этому во второй половине 90-ых годов XX века его подняли еще больше в ходе реставрации. Наводнения угрожают дому и по сей день, но фонд уже знает, как действовать, чтобы обезопасить интерьер.