Отступление от старых правил реализовалось не ради усиления набожной экзотики. Подобная оригинальная архитектура – это не плод чьей-то буддийской экстравагантности, а воплощение сакрального символизма. Будда, как каждый знает, обрел собственное просветление под сакральным деревом Бодхи.
В настоящее время оно зовется чуть иначе – Фикус священный – Ficus religiosa. Само дерево, под которым медитировал принц Гаутама, погибло, но на Шри-Ланку в 288 году до н. э. прозелиты привезли семечко этого древа. Благодаря этому этот священный Фикус, доживший до наших периодов, считается для буддиста величайшей святыней. Это дерево не просто друг человека, оно – нечто большее – спутник в его поисках истины и проводник высокого духа.
Новый храм, восполняющий устаревший, который выстроили на 90 лет раньше, это и есть символ дерева Бодхи, под руководством которого медитируют сегодняшние сингапурские монахи. Намек прозрачен: принц сидел под деревом продолжительно, и оставил собственного зеленого друга собственно тогда, когда на него снизошло озарение.
Теперешнее архитектурное «Дерево» тоже должно стать священным Фикусом для пытливых людей, которых хотят познать секреты души и освобождения от тяжелого бытия – кошмара вечного перерождения в лоне практически перманентных мучений. Буддист под сенью этого храма должен настойчиво стремиться к познанию тайн человеческой души, ни на что другое не отвлекаясь. Пока, в конце концов, желанное просветление не освободит его от соблазнов трехмерного царства лжи и страданий.
В этом нет ничего удивительного, что в новом храме много зеленых растений, которые означают и древние джунгли, через которые прошёл Гаутама, и друзей человека в царстве Флоры, породившей священное Бодхи.
На крыше этого строения высажен не очень большой сад, который еще раз акцентирует уважительное отношение монахов к блаженным духам природы, опекающим привлекательные растения и человека, по мере их сил и возможностей. Отсюда, с высокой пристройки к дому, открывается вид на царство Сансары – теперешний Сингапур и море людей, яростно борющихся за выживание в этом неприветливом мире подлунном.
В новом святилище Wat Ananda Metyarama бывают даже музей, демонстрирующий этапы появления буддийского культа в данной части Востока. Есть молитвенные комнаты, залы для медитаций и большой холл с целью проведения церемониалов во время основных буддийских праздничных дней. И это все – на площади более 1 500 метров квадратных.
Помещения на этажах находятся в иерархическом порядке: на нижнем этаже выполняется введение в буддизм, первый шаг знакомства со священным пространством и главными идеями этой религии. На втором – медленное обучение премудростям жизни и медитации.
3-ий этаж предназначается для психического прорыва к тайным глубинам – тут выполняется сама медитация как таковая. И на четвертом, последнем, случаются вдохновенные проповеди, когда мудрый преподаватель становится рупором того либо другого буддийского Божества.
Даже привлекательный фасад этого храма напоминает о Дереве Будды. Хаотически размещенные треугольные окна – это не листы дерева Бодхи, как периодически неправильно трактуют их на просторах интернета те или другие комментаторы, а проемы между священными листьями, через которые свет солнца просачивается на головы буддийских искателей.
Это необыкновенное комбинирование тени и света на поверхности стен святилища обозначает постоянную борьбу добра и зла, совершающуюся в человеческих душах. Где свет солнца считается символом духа, несущего знание и свободу.
Гость Привлекательного дома за городом, смотря на фотографии столь оригинального храма, может ощутить, что буддизм еще жив, что он опоздал преобразиться в окостеневший культ, проповедующий мертвые догмы. Его философия развивается, что и отражено, как неминуемое последствие, в отступлении от старой архитектурной обычаи.
Смысл важнее формы, а нетрадиционная форма тоже может быть священным символом, не меньше вдохновляющим, чем древняя, – вот что говорят творцы этого великолепного святилища.